Что такое управление жизненным циклом продукта (PLM)?
Управление жизненным циклом изделия (PLM) это:
  • Стратегический бизнес-подход, в котором применяется согласованный набор бизнес-решений, поддерживающих совместное создание, управление, распространение и использование данных об изделии.
  • Взаимодействие с поставщиками, контрагентами и соисполнителями, заказчиком.
  • Охват жизненного цикла изделия от его концепции до утилизации.
  • Интеграция людей, процессов, бизнес-систем и информации.

Внедрение такого подхода позволяет компаниям:
  • Сократить сроки конструкторско-технологической подготовки производства.
  • Сократить затраты на разработку изделия.
  • Увеличить объем выпускаемых изделий.
  • Ускорить вывод новых изделий на рынок.

На рисунке ниже пример жизненного цикла изделия машиностроения. На каждом этапе жизненного цикла подразделениями создаются данные об изделии. Зачастую это происходит вне единых информационных систем и без формальных процессов. Данные разобщены, их трудно найти и требуется потратить время, чтобы подтвердить их актуальность.
С каждым этапом объем данных, которыми необходимо управлять, возрастает. Параллельно с возрастанием объема данных растет стоимость изменения этих данных: изменения на этапе разработки стоят дешевле, чем изменения «в железе», особенно если железо уже отправлено заказчику.
Ниже приведены несколько примеров потерь, которые отмечают производственные организации. Причина этих потерь – неэффективное управление жизненным циклом изделия и данными о нем.

  • Компании теряют 15% времени инженеров на управление данными, которое не приносит ценности (Design Data Management Maturity Improves Profitability, Tech-Clarity б.д.)
  • 39% компаний отмечают медленный поиск и получение данных (Design Data Management Maturity Improves Profitability, Tech-Clarity б.д.)
  • Конфликт версий документации – проблема для 41% производителей (Design Data Management Maturity Improves Profitability, Tech-Clarity б.д.)
  • 40% компаний сообщают о проблемах, связанных с неактуальной документацией в производстве (Design Data Management Maturity Improves Profitability, Tech-Clarity б.д.

Ключ к изменению сложившейся ситуации – это улучшение бизнес-процессов организации. Чтобы понять, что и как необходимо улучшить, нам с заказчиком необходимо пройти следующие шаги:

Шаг 1. Понять цель, которую хочет достичь заказчик. Обычно заказчики хотят больше продавать или меньше тратить. Достичь желаемого результата можно разными способами.

Шаг 2. Провести аудит бизнес-процессов заказчика. Понять какие улучшение каких процессов позволит достичь поставленной цели.

Шаг 3. Разработать решение, включающее в себя улучшенные бизнес-процессы и подобранные для поддержки процессов инструменты. Под инструментами понимаем информационные системы, интеграции между ними, специализированные автоматизированные рабочие места, другой коммерческий или самостоятельно разработанный функционал, методики работы и инструкции. На этом шаге возможно проведение пилотного проекта, подтверждающего эффективность предлагаемых решений, и расчет окупаемости проекта.

Шаг 4. Реализовать проект внедрения разработанного решения.

Шаг 5. Зафиксировать с помощью показателей эффективности выгоду от реализованного проекта.

Если взглянуть на S-образную кривую разработки нового продукта, то можно выделить следующие выгоды реализации PLM-проектов:

  • Быстрее выход на рынок с новым изделием.
  • Сокращение стоимости освоения нового изделия производством.
  • Увеличение доли на рынке.

Конкретные значения выгод, которые получают организации, выбравшие управление жизненным циклом изделия в качестве стратегического бизнес-подхода, могут разниться в зависимости от поставленных целей, специфики и размеров производства, используемых бизнес-моделей разработки и реализации продукции (ETO, CTO, ATS). Однако, в среднем по больнице компании эффективно управляющие данными о продукте на протяжении его жизненного цикла тратят на непродуктивные задачи на 25% меньше времени (Best Practices for Management Design Data, Tech-Clarity б.д.).