• /

Чем выгодны информационные системы, предоставляемые в качестве услуги?

21.10.2020
Александр Гладкий
В этой статье:

  • Поговорим о предоставлении информационных систем (ИС) в качестве услуги;

  • Рассмотрим какие есть преимущества и недостатки у такого подхода к ИС, по сравнению с классическим самостоятельным развертыванием честно купленных лицензий ИС;

  • Попробуем сформулировать критерии выбора одного из двух подходов (покупка ИС как услуги и развертывание на своих мощностях).

Введение
Концепция предоставления услуг, а не продуктов, завоевывает современный рынок. Причем, это касается самых разных сфер бизнеса, а не только информационных систем:

  • Каршеринг, байкшеринг и прочий «самокатшеринг» доступен на каждом углу

  • Здесь Volvo предлагает взять свой автомобиль в аренду, взамен берет на себя все заботы о страховке, обслуживании и т. д., только бензин заливай


  • Производители компрессоров предлагают продажу услуг по обеспечению производства сжатым воздухом (платишь за куб сжатого воздуха), а производители фотосепараторов начинают думать о платной сортировке урожая (платишь за тонну отсортированной продукции)

Если изучить рынок ИС, то можно найти подобные предложения для систем самых различных классов: CAD, CAE, CRM, PDM, ERP, PM.
Почему эти предложения становятся все более востребованы? Чем плох «классический» подход, когда пользователь покупает продукт и пользуется им? (спойлер — деньги играют важную роль, но не всегда в них дело).
Какие преимущества и недостатки у ИС, предоставляемых в качестве услуги?
Сначала оговоримся, что в рамках этой статьи мы не будем сравнивать ИС с точки зрения варианта размещения: на собственных мощностях или в публичном облаке. Это давно и не единожды сделано специалистами по железу. И по деньгам, и по надежности решения перевес получается в сторону облака (вот, например, подробная статья).

Рассмотрим преимущества и недостатки ИС, предоставляемых в качестве услуги, на простом примере: предположим вам для расширения вашего бизнеса необходима система управления данными об изделии (PDM), в которой будут работать ваши сотрудники. Перед вами стоит выбор: согласиться на готовое решение и регулярно оплачивать подписку или выбрать, приобрести и внедрить собственное решение.

Сначала о преимуществах подписки:

1. Качество предоставляемых услуг

  • Профессионализм и квалификация сотрудников компании провайдера услуг в своей области заведомо выше, чем квалификация в этой области любого из ваших сотрудников


  • При обслуживании ИС непрофессионалами, высоки риски потери системой работоспособности или, в самых крайних случаях, потеря бизнес-данных. В нашей практике бывали случаи, когда администраторы заказчиков своими действиями выводили систему из строя посреди рабочего дня или своим бездействием приводили к тому, что два месяца для системы не создавались резервные копии (хвала владыке света, что ничего в этот период не случилось и резервные копии не потребовались)

2. Короткие сроки между инвестициями и началом получения выгоды от предоставляемых услуг

  • Преимущество готового решения — оплатил и начал пользоваться. В противовес ему классический подход требует времени на согласование рамок и условий договора, покупку лицензий и развертывание программного обеспечения

3. Прозрачность ценообразования и удобство администрирования

  • Один договор на оказание услуг вместо нескольких: на покупку лицензий, установку и настройку, техническую поддержку

4. Снижение полной стоимости владения информационной системой за счет снижения периодических затрат — не требуются администраторы системы, меньше фонд оплаты труда (ФОТ)

5. Всегда имеем последние обновления и функциональность
Насчет ФОТ администраторов можно возразить, что админ в организации все равно нужен: настраивает почту, ставит программы, втыкает кабели в компьютеры. Да, нужен. Но требования к его квалификации и уровень ответственности в разы ниже (см. пункт 1 выше), соответственно, ниже уровень оплаты труда и легче возможность замены.
Теперь к недостаткам готовых решений:

1. В большинстве случаев информационные системы, предоставляемые в виде услуг — это готовые решения, которые не предполагают каких-то доработок или серьезных изменений. Необходимо подстраивать свои процессы под функциональные возможности системы, которые есть «в коробке» или платить деньги за разработку решения «под себя»

2. Необходимо подстраиваться под обновления, которые внедряет разработчик системы

В чем гешефт разобрались. Теперь попробуем разобраться, кому какой путь подходит.
Что может повлиять на выбор подхода?
Каждый, кто хочет принять рациональное решение, должен оценить следующее:

  • Насколько удовлетворяет требованиям бизнеса функционал информационной системы, предлагаемый «из коробки»?

  • Если предлагаемые решения требуют изменения существующих процессов, приведут ли эти изменения к улучшению показателей бизнеса?

В заключение хотелось бы сказать, что появление информационных систем, предоставляемых в виде услуги — это ряд возможностей:

  • Возможность даже для небольших компаний и стартапов получить доступ к технологиям, которые раньше имели высокий порог вхождения (по стоимости и компетенциям) за счет отсутствия значительных единовременных затрат и простоты внедрения;

  • Возможность для больших компаний быстро организовать работу в своих «дочках» или технологических партнеров за счет готовых решений;

  • Возможность любому предприятию «примерить систему на себя» за сравнительно небольшие стоимость и сроки. В случае успешного тестирования всегда можно перейти к классическому подходу: переносу отработанного решения на свои мощности.

Используйте эти возможности для максимального развития своего бизнеса!
Поделиться в соц.сетях
Подписаться на рассылку
Раз в месяц мы рассылаем электронный журнал, где в удобном структурированном виде публикуем свежие видео-стримы, статьи и анонсы событий