• /

Расчет экономической эффективности внедрения цифровых технологий. Серия статей. Введение.

01.09.2020
Илья Скрябин
Среди самых часто задаваемых вопросов при внедрении цифровых систем присутствуют вопросы об экономической эффективности и сроках окупаемости информационных технологий, в частности PLM — систем.

Удивительно, но до сих пор отсутствует сколь бы то ни было адекватная методика расчета окупаемости внедрения подобных систем. Некоторые консалтинговые компании разработали чрезмерно сложные системы расчета экономических эффектов, которые являются малоинформативными для собственников и менеджмента предприятий. Нельзя сказать, что подобные методики в корне неверны, но почти всегда можно осуществить расчет более простым способом, имея базовый набор знаний об экономике производственных предприятий и их процессах работы.

Разработчики программного обеспечения не стараются вникнуть в воздействие разрабатываемых ими систем на экономику предприятий своих же заказчиков, у них для этого просто недостаточно компетенций. По сути дела, они и не должны разбираться в хитросплетениях экономических реалий производственных компаний во всех точках мира.

В профессиональном сообществе довольно влиятельно мнение, что смысла считать экономическую эффективность нет вовсе, так как технический прогресс в области производства, в частности в области цифровых технологий, просто уберет с рынка те компании, которые не смогли или не успели внедрить современные средства разработки.

Это мнение верно только частично. Давайте представим что будет, если компания инвестирует чрезмерный объем денег в новые технологии, которые не принесут должного экономического эффекта? В переоцененные технологии? В технологии, которые до сих пор не приобрели должной степени зрелости и являются лишь технологическими демонстраторами и инженерными игрушками? Если компания будет регулярно тратить средства на подобные технологии, то результат будет аналогичен — рынок избавится от этой организации.
Промежуточный вывод таков, что считать экономическую эффективность новых технологий нужно в любом случае, в том числе и при внедрении PLM — систем. Теперь давайте разберемся как это сделать без заумных формул и околонаучных теорий.
Начнем с самого простого случая. Представим компанию, которая выполняет какие-либо проекты для корпоративного рынка с длительным циклом закрытия работ. Примерами подобных компании являются конструкторские бюро либо проектные компании, работающие практически в любых областях инжиниринга и строительства.

В подобных компаниях как правило отсутствует регулярность поступления платежей от заказчиков. Платежи привязаны к осуществлению услуг для заказчиков и осуществляются после приемки этапов работ, между которыми может проходить довольно много времени. Допустим, что компания не несет никаких расходов, связанных с выполнением работ типа расходов на изготовление прототипов или их испытания, либо эти расходы минимальны. Так будет проще для понимания концепции расчета себестоимости. Дальше в любой момент сможем добавить дополнительные расходы в себестоимость деятельности.

Теперь рассмотрим затраты подобных компаний. Подобные компании имеют некоторый уровень постоянных затрат, связанных с выплатой заработной платы сотрудникам, арендой помещений, оплаты за услуги связи, командировки, амортизацию имеющегося на балансе оборудования и, в целом, это все. Затраты очень стабильны от месяца к месяцу и от года к году если не учитывать инфляцию и премиальных выплат коллективу.

Теперь давайте посмотрим, как выглядят затраты подобных компаний в течение года. Допустим, компания начала финансовый год с некоторой суммы на счету и некоторым количеством заключенных договоров на оказание услуг.

В соответствии с договорами заказчики должны перечислить на счета компании некоторые суммы по завершению работ. Допустим, что компания закрыла все работы вовремя, и получила оплату от заказчика. За год было успешно завершено несколько договором и получено несколько оплат от клиентов. Так произошло несколько раз.

На приведенном ниже графики по оси Х каждый столбец соответствует половине месяца. Высота столбца соответствует количеству денег на счету компании. Постепенное уменьшение высоты столбца связано с необходимостью оплат по постоянным затратам — каждый месяц компания выплачивает заработные платы и несет прочие расходы, что уменьшает количество наличности примерно на одинаковую сумму за каждый промежуток времени. Фиолетовыми столбиками обозначено количество денег, пришедших по договорам от заказчиков по результату приемки услуг.
Рисунок 1. Расходы и поступления денежных средств на счета проектной компании.
Мы видим, что закрывая работы вовремя и регулярно получая оплату от заказчиков, компания заканчивает финансовый год с существенно большим количеством. Скорость поступления денег в данном случае превышает скорость их расходования. Как результат, компания обладает достаточной финансовой устойчивостью, остаются средства на развитие бизнеса — найм новый сотрудников, освоение новых рыночных ниш, открытие филиалов.

Но что если дела идут не так хорошо? Например, происходят регулярные просрочки в закрытии проектов? Что если вместо двух месяцев проекты растягиваются на 4−6 месяцев? В таком случае график будет выглядеть принципиально иначе.
Рисунок 2. Расходы и поступления денежных средств проектной компании при просрочке поступления платежей.
В этом примере просрочка с выполнением работ и, следовательно, получение оплат, приводит к негативным значениям отчетности — кассовым разрывам, и возникает необходимости покрывать издержки за счет займов или отсрочки регулярных выплат. Просрочка оплат за услуги — самая распространенная причина возникновения финансовых сложностей у проектных компаний.
Например, задержка исполнения проектов в среднем на 30% по отношению к запланированным показателям, приводит к 30-процентному падению годовой выручки компании. Тот же объем денег растягивается на больший срок. Это не совсем так, если организация требует оплаты некоторой части своих услуг авансом в момент заключения договора, но все равно негативный экономический эффект от просрочки будет включать двухзначные процентные показатели.

В том случае, если полученная выручка с учетом просрочек в сдаче проектных работ, не покрывает постоянные расходы компании, руководство вынуждено сокращать постоянную часть затрат — количество персонала или уровень заработных плат, размер арендованных площадей, уменьшать количество сторонних услуг.

Зачастую руководители подобных компаний при просрочках в закрытии работ пытаются решить проблему кассовых разрывов за счет повышения цен на услуги, тем самым усугубляя ситуацию. Если повышение цен не является общерыночной тенденцией для данного сегмента рынка, повышение стоимости услуг непременно ведет к снижению количества заказов, тем самым дополнительно снижая денежный поток в организацию.

На чем же нужно делать упор при цифровизации бизнеса проектных компаний? Из приведенных выше примеров вывод очевиден — на уменьшении вероятности срыва сроков проектов. И затем, уже вторым приоритетом, можно улучшать сроки исполнения проектных работ. Причем упор нужно делать на методиках и технологиях, повышающих отдачу с постоянных затрат — то есть повышающую производительность труда и минимизирующие простой трудовых ресурсов.


В следующих статьях из данной серии мы рассмотрим:

1. Алгоритм расчета окупаемости инвестиций от внедрения средств проектирования, управления жизненным циклом проекта.

2. Как влияют системы проектирования и управления жизненным циклом изделия на предприятия, производящих штучную продукцию.

3. Каков экономический эффект от PLM для предприятия, выпускающего серийную продукцию.
Поделиться в соц.сетях
Подписаться на рассылку
Раз в месяц мы рассылаем электронный журнал, где в удобном структурированном виде публикуем свежие видео-стримы, статьи и анонсы событий