Частные компании-традиционалисты
Выстраивая собственные стратегии и бизнес-процессы, частные компании-традиционалисты прежде всего ориентируются на своих основных заказчиков — государственные учреждения. В результате структура организаций этого сегмента очень похожа на описанную выше: закрытая внутренняя сеть, программное обеспечение, привязанное к конкретным рабочим машинам, «бумажные» процессы управления.
В такой модели нельзя просто установить систему автоматизированного проектирования (САПР) на домашний компьютер инженера — равно как и быстро предоставить ему удаленный доступ к рабочим файлам. Даже сейчас, спустя больше двух месяцев после начала карантина, у многих компаний есть значительные проблемы с организацией дистанционной работы. Это наносит сильный удар по эффективности их сотрудников. Исправить ситуацию могут только руководители и собственники организации. Построение компании, не привязанной к какой-либо точке на карте, принесет им гораздо больше выгоды, чем кажущаяся подконтрольность сотрудников, сидящих под одной крышей. Достаточно взглянуть на опыт IT-структур, десятилетиями работающих в парадигме территориально-распределенного бизнеса: разработка высокотехнологичной продукции с использованием цифровых двойников по своей сути очень схожа с процессами создания программного обеспечения.
Как и предприятия госсектора, частные организации-традиционалисты также пострадали от нарушений цепочек поставок, пусть и в несколько меньшей степени. Подобные компании, как правило, производят существенно более простые изделия, чем государственные. Кроме того, их собственники стремятся снижать риски и производить комплектующие собственными силами. Это немного уменьшает их зависимость от сторонних поставок.
Однако все равно во многих случаях подобные компании зависят от поставок иностранных комплектующих. Особенно это касается производителей электронной продукции. Конкурентоспособных электронных компонентов российского производства практически нет. Поэтому российские предприятия серьезно зависят от поставок из стран Азии. Пока фабрики в Азии не работали, они не могли работать тоже.
Для исключения подобных ситуаций в будущем предприятиям необходимо диверсифицировать поставщиков и обеспечить себе возможность закупать аналогичные комплектующие в разных частях мира. Кроме того, им надо оптимизировать складские запасы с учетом имеющейся статистики по срокам остановки производств поставщиков по тем компонентам, для которых данный подход оправдан экономически.
Разработка высоких технологий на свободном рынке: хорошо, но мало
В итоге комбинация модели территориально-распределенной разработки и масштабируемой модели, наличие гибкости в управлении, модернизация процессов работы с цепочкой поставок, организация ключевых процессов так, чтобы они не были привязаны к конкретной точке на карте — именно эти факторы позволяют бизнесу успешно справляться с пандемией, делают его стабильным. Это хорошо видно на примере компаний третьей группы — ведущих деятельность на свободном рынке и предлагающих услуги по разработке высокотехнологичных продуктов или решений. На самом деле таких предприятий в России все еще очень мало. Структурно и организационно они очень схожи с IT-компаниями: они работают по принципам agile, активно пользуются интернетом вещей, облачными технологиями, изначально ориентированы на удаленное сотрудничество.
Фактически, их бизнес уже находится в той точке цифровизации, к которой необходимо стремиться государственному сектору и традиционалистам. Впрочем, это — не «конечная остановка»: даже подобные организации периодически испытывают проблемы с сохранением бесшовности рабочего проекта. Прежде всего, из-за отсутствия полностью независимой, доступной из любой точки мира и удобной среды для совместной распределенной разработки. Подобными системами в РФ обладают лишь отдельные компании, тогда как большинство игроков рынка пока довольствуется лоскутной автоматизацией либо ограниченными по функционалу сервисами.